Некоторые данные об этническом составе Еревана в XVII–XVIII веках
Некоторые данные об этническом составе Еревана в XVII–XVIII веках
▪️Персидский историк Искандер Мунши сообщает, что спустя некоторое время после депортации населения в 1604–1605 годах губернатор Чухур-Саада Амиргуна-хан укрепил городскую крепость и усилил гарнизон за счёт переселения тюркских племён из Азербайджана и Персидского Ирака. В Ереван были переселены племена ахча-койюнлу, каджар и баят. «…всем были выделены юрды и кышлаки в подходящих местах в Ереване и Шаруре».
▪️Дипломат на службе Габсбургской Испании, исполнявший обязанности посла (посланника) в Сефевидском Иране между 1602 и 1613 годами, добавляет: «…город был восстановлен и вновь заселён — мусульманами, а не армянами-христианами, которых царь сослал в глубь Персии…» (фр. ville fut recdifiée & habitée de Mahometans , mais non pas des Chreftiens Armeniens lefquels le Roy auoit enuoiez dans le milieu de la Perfe).
▪️Ценные сведения об этническом составе крепости и города между 1632 и 1668 годами приводит французский путешественник Жан-Батист Тавернье. Он отмечает, что Ереван населен исключительно армянами (фр. Comme Erivan n'est habité que par des Armeniens).
▪️Несколько десятилетий ранее августинский миссионер и португальский посланник Антонио де Гувеа также указывал, что Ереван полностью населен армянами (фр. ville laquelle eft toute peuplée d'Armeniens).
▪️Посетившие Ереван в 1650 и 1665 годах де Лабулэ ла-Гуз и де Лален пишут, что «как в крепости, так и в городе живёт большое количество армян» (фр. Il y a dans le chasteau aussi bien que dans la ville, quantité d’Arméniens).
▪️В 1670 году голландский купец Ян Стрёйс сообщает: «Эривань населён большей частью бедными армянами».
▪️По свидетельству французского путешественника Жана Шардена, в крепости «столицы Армении» (фр. d'Arménie dont Irivan eft la Capitale) насчитывалось 800 домов, где проживали 2 тыс. человек персидского гарнизона и немногочисленный торгово-ремесленный элемент, состоявший из армян.
▪️Важные данные об этническом составе города приводит Исраэль Ори, посетивший Ереван спустя двадцать лет после землетрясения. В документе 1701 года Ори делит Ереван на собственно город и крепость. По его сведениям, большинство населения города составляли армяне; он упоминает 200 мусульманских домов: «А буде не возможно тот город так хитростию взяти, возмут место все, в котором множество християн, а бусурман только с 200 домов, и войско в том месте».
▪️Немецкий путешественник Гаспар Шиллингер, следуя тогдашним представлениям, городом (Stadt) считает лишь пространство внутри крепостных стен, а собственно городскую застройку, располагавшуюся за этими стенами, называет «пригородом» (Vor-Stadt). Он пишет, что «пригород» более чем в десять раз превышает «город» и что там в большинстве живут жители армянского вероисповедания.
На иллюстрации — панорама Еревана 1655 года, выполненная Жаном-Батистом Тавернье.























